Подсудимые отвергли терроризм
14 февраля 2008 года
Вчера суд дослушал последнее слово обвиняемых. Последним из них выступал житель Камских Полян Шамил Тимемдаров. Появления в зале судьи Ильфира Салихова он ждал стоя и начал свою речь после трехминутной молитвы. Он заявил, что все подсудимые, кроме него, на допросах подвергались пыткам, а уголовное дело сфабриковано. Обвиняемые, по его словам, не имеют отношения к терроризму. Ткнув пальцем на кого-то из подсудимых, Тимемдаров сказал: «Если бы я ему предложил что-то планировать (теракты. — „Ъ“), он бы разве согласился? Нет. Убил бы меня за это!». По его словам, в Чечню он ездил по религиозным делам и, потеряв там свой паспорт, привлек к себе внимание правоохранительных органов. «Я обращался в органы, меня долго гоняли, а затем вообще приписали эти преступления», — заявил Тимемдаров. В итоге он заявил, что «невиновен».
По версии следствия, Тимемдаров вступил в «Исламский джамаат» почти с момента создания организации в Татарстане в 2001 году по приказу Хаттаба и Басаева. Вместе с организатором — жителем Набережных Челнов Ильгамом Гумеровым, который находится в числе подсудимых, он проходил обучение в лагере террористов «Кавказ» в Чечне, а затем стал связным чеченского полевого командира Руслана Гелаева. Доставлял его указания в Татарстан и проверял боеготовность татарстанских террористов, готовивших к 1000-летию Казани ряд взрывов и диверсий, в частности, на вертолетном заводе и «Казаньоргсинтезе». С подачи Тимемдарова, как считает следствие, в лесах Башкирии был создан военно-полевой лагерь для тренировок членов террористической организации.
Аресты членов «Исламского джамаата» начались в 2004 году, после того как были раскрыты серийные убийства молодых людей и девушек, уединявшихся в Боровецком лесу недалеко от Набережных Челнов. Задержанный тогда член террористической организации Хафиз Раззаков пояснил, что убивал их как «грешников, не соблюдавших законы Корана».
Сегодня должно начаться оглашение приговора. Ранее присяжными заседателями подсудимые были признаны виновными во всех преступлениях. Прокуратура просит для Ильгама Гумерова и Нафиса Калимуллина, считающихся организаторами, соответственно 15 и 13 лет лишения свободы. Для Раззакова — пожизненное заключение, для Тимемдарова — 10 лет.
Андрей Смирнов, "Ъ - Волга-Урал"